Существует множество изображений диспетчеров, которые записывают в папках, и каждый диспетчер вел консольный журнал важных событий, произошедших во время его смены, особенно директор полета. Журнал ПОЛЕТА был самым подробным из всех - в его обязанности входило записывать каждое событие миссии любого значения, а журналы диспетчера были частью юридической и исторической записи миссии. Примитивность компьютеров сделала такую ручную запись жизненно важным дополнением к необработанным компьютерным записям, хранящимся на катушечной ленте.
Два инцидента, в частности, служат капсульными примерами роли диспетчера полета во время кризиса и, в частности, позиция EECOM, которую занял Си Либергот. Первый - это двойной удар молнии, нанесенный Аполлону-12 во время запуска, а второй - сильно драматизированный взрыв кислородного баллона на Аполлоне-13.
Инцидент с Аполлоном-12 описать проще. «Аполлон-12» должен был стать первой точной посадкой на Луну, улучшив приземление Нила Армстронга вне цели « Аполлона-11». Запуск был влажным, произошел во время ливня. Действующие правила полета предполагали, что запуска во время шторма следует избегать: «Но случилось то, что Рокко Петроне , который был руководителем запуска на мысе, и Джерри Гриффин , который был здесь руководителем полета, никогда не запускал раньше, и они пошли! " Сай рассмеялся. "Итак, мы сделали молнию!"
Молния ударяет вокруг стартовой площадки вскоре после старта Аполлона-12.
Увеличить / Удары молнии вокруг стартовой площадки вскоре после старта Аполлона-12.
Галерея изображений NASA Apollo
Спустя чуть более 36 секунд после старта, когда «Сатурн V» взлетел ввысь, ракета вызвала вспышку молнии, которая пронеслась до стартовой башни через выхлопной шлейф ракеты. Не прошло и 20 секунд, как в машину снова попала вторая молния. Экипаж «Аполлона-12» не знал, что в них ударила молния, но они знали, что внезапно огромное количество отказов начало загораться на панелях предупреждения их космического корабля.
«Хорошо, мы только что потеряли платформу, банда. Я не знаю, что здесь произошло; у нас все на свете выпало», - сообщили по радио. Капитан ВМС и командир миссии Пит Конрад, всего через 62 секунды после запуска. «У меня есть три лампы для топливных элементов, свет для шины переменного тока, устройство отключения топливных элементов, перегрузка шины переменного тока 1 и 2, отключены основные шины A и B.» Топливные элементы в служебном модуле подавали электроэнергию на компьютеры командного модуля, но были отключены молнией. Удар также затронул электрические схемы (шины), которые подключили системы космического корабля к источникам питания. Командный модуль внезапно обнаружил, что работает от батареи. «Мы всегда запускали с входными батареями онлайн, на всякий случай, потому что мы могли бы перезарядить их позже в полете», - объяснил Сай, имея в виду возвращаемые батареи командного модуля. Они были предназначены для подачи питания на несколько часов на заключительном этапе миссии. после того, как командный модуль отделился от служебного и прошел через вход в атмосферу и приводнение. Наличие аккумуляторов для подачи энергии в случае отказа топливного элемента давало экипажу и наземным диспетчерам время оценить ситуацию.
На земле все было так же плохо. За столом EECOM руководил Джон Аарон, известный как «ракетчик со стальными глазами» НАСА за его хладнокровие в условиях давления. Когда ракета-носитель была поражена, все сигналы наземной телеметрии, отображаемые на консолях диспетчеров, были зашифрованы. Ответственность за определение того, что произошло, легла на плечи EECOM.
Батареи повторного входа все еще регистрировались как работоспособные в его каналах телеметрии, но все остальное было искажено или отсутствовало. Однако картина неудач казалась знакомой. «Он вспомнил, что видел этот [образец] во время испытания площадки, и это, очевидно, была проблема с прибором. Когда ударила молния, она отключила три силовые установки на топливных элементах». Датчик обратного тока космического корабля отключил топливные элементы, чтобы спасти их от разрушения током молнии. «Оказалось, что источник питания для оборудования формирования сигнала ... пропал».
Оборудование формирования сигнала (SCE) является жизненно важным оборудованием, поскольку оно принимает все различные необработанные сигналы от приборов космического корабля и преобразует их в правильный формат для передачи на Землю, чтобы они могли быть поняты компьютерами в RTCC. Когда SCE не работал, космический корабль эффективно передавал тарабарщину.
Вспомогательный источник питания для SCE, должен вернуть SCE в рабочее состояние. Это должно восстановить каналы телеметрии и позволить выяснить, что еще произошло. «Джон попросил, чтобы переключатель [SCE] был переведен ... в положение« aux ».
Спустя двадцать четыре секунды после последнего отчета Конрада о статусе, в протоколах показано, что Джеральд Карр, CAPCOM, обращается по радио к космическому кораблю: «Аполлон-12, Хьюстон. Попробуйте SCE на вспомогательный.
Ответ Конрада незамедлительно: «Попробовать FCE на вспомогательный? Что это, черт возьми?»
Конрад понятия не имел, какой контроль требует CAPCOM, даже повторяя его неправильно. Сай покачал головой, рассказывая: «Большинство экипажей признали, что не знали чуши о системах связи - они были слишком сложными!» Несмотря на общую сложность системы, казалось бы, бесконечное количество симуляций, выполненных перед миссией, дало Аарону глубокое знакомство с электрическими путями космического корабля и позволило ему сделать мгновенный звонок, который спас миссию. Команда выяснила, где находится переключатель, и переключила его, и через несколько секунд данные телеметрии снова стали четко отображаться. «Джерри [Гриффин] вернулся, готовый включить переключатель« Запрос на прерывание »... Если бы Джон сказал:« Мы должны прервать », они бы прервали».
Как только телеметрия вернулась, стало ясно, что топливные элементы отключились; диспетчеры смогли приказать экипажу, один за другим, снова включить их, а затем заново откалибровать платформу наведения командного модуля и подготовиться к поездке на Луну. Без почти мгновенного воспоминания Аарона о неясном переключателе панели миссия была бы прервана еще до того, как она действительно даже началась, с потенциально серьезными последствиями для остальной части расписания программы Apollo.
Компоновка панели управления командного модуля Apollo Block II с выделенным положением переключателя SCE. Переключатель SCE находился перед сиденьем пилота лунного модуля Аполлона-12 Эла Бина.(Этот инцидент с очевидной высокой степенью точности инсценирован в мини-сериале HBO 1998 года « С Земли на Луну» .)