Музыка

    Поделиться
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3686
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Музыка

    Сообщение  Редактор в Вс Фев 25, 2018 2:55 pm

    статья

    Термин музыка (яп. 音楽 онгаку) состоит из двух иероглифов: звук (яп. он) и комфорт, развлечение (яп. гаку).

    Для обозначения японской музыки в самой Японии используются термины хогаку (яп. 邦楽 хо:гаку, букв. «музыка родной страны»), вагаку(яп. 和楽 вагаку, букв. «японская музыка») или кокугаку (яп. 国楽 кокугаку, букв. «национальная музыка»)


    ссылка

    Традиционная

    J-Rock

    иистория поп-музыки
    http://nihongo-barnaul.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=18&catid=11&Itemid=106


    Последний раз редактировалось: Редактор (Вс Окт 28, 2018 8:09 am), всего редактировалось 1 раз(а)
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3686
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Музыка

    Сообщение  Редактор в Вс Окт 28, 2018 7:30 am

    статья

    I. Формирование музыкальной традиции Японии


    Предполагается, что древняя японская музыка была примитивной и однообразной. Знания о древней музыке в Японии основаны почти исключительно на археологических свидетельствах, например, глиняные фигурки ханива дают представления об инструментах того времени: бамбуковой флейте ямато-буэ, древней лютне вагон или ямато-гото и других примитивных инструментах.

    О музыки Японии древнейших периодов Дзёмон ((縄文時代) - с 13 000 года до н. э. по 300 до н. э.) и Яёй ((弥生時代) - 300 г. до н. э. – 250 г. н. э.) известно очень мало, однако археологами были найдены ритуальные фигурки музыкантов, свидетельствующие о важной роли музыки на ранних этапах становления японского общества и культуры. Поздний Яёй был отмечен строительством крупных погребальных сооружений. Также предположительно в этот период существовало много влиятельных кланов, что постепенно привело к доминированию клана Ямато.  Государство, которое они построили, использовало язык, религию и правовую систему азиатского континента, и имело результатом своего становления высокое развитие императорского двора как политического и культурного центра в период Нара (645-710 гг.) и Хэйан (794-1185 гг.). Даже когда политическая власть императорского двора уменьшилась, тем не менее, императорский двор продолжал сохранять свои традиции, многие из которых продолжают существовать по настоящий день.

    То немногое, что осталось от доисторического периода, -  это несколько песен, легенд и ритуалов,  записанных в первых письменных хрониках японского государства «Кодзики» (古事記/Kojiki) и Нихон Сёки (日本書紀/Nihon Shoki). В период правления императора Тэмму (673-686) – период, когда составлялись «Записи о деяниях древности» (Кодзики), – эти песни уже являлись традицией императорского двора.

    С самых ранних этапов японской истории, поэзия и песни были очень значимыми культурными составляющими и четкое различие между этими двумя культурными формами не совсем ясно. Слово «uta» () могло обозначать в древности одновременно  и «песню» и «поэму». Известно то, что поэзия – почти всегда представлялась как действие «чтение (песнопение) вслух».
     
    В период Нара (710—794 гг.) и Хэйан (794 – 1185 г.) в старейших императорских антологиях японской поэзии Манъёсю (万葉集/Собрание мириад листьев) и  Кокинсю (Собрание старых и новых песен Японии) были утверждены поэтические стихотворные стандарты. Формы строф, стихосложение и использование поэтических образов, разработанные в этот период, нашли отражение практически во всей японской музыки и сохранялись до наших дней.
     
    Поэзия и музыка также занимают центральное место  в прозаических произведениях того времени. В Повести о Гэндзи (автор Мурасаки Сикибу, 1024 г.) , к примеру, большинство диалогов построено в поэтическо-песенной форме. Танцы в сопровождении музыки Гагаку и таких музыкальных инструментов как кото (/японский щипковый инструмент), флейта (笛), бива (琵琶/ общее название для национальных японских лютневых инструментов) составляю т культурный фон этой классической новеллы.
     
    Отметим, что большая часть официальной японской культуры того времени использовала китайский язык, но китайский и японский языки сильно отличаются. Китайский язык – односложный и имеет тоны, в то время как японский язык имеет длинные многосложные слова (с множеством слогов) и не имеет тональной системы. Китайский использовался в оригинальном произношении и с различными способами для чтения его японскими словами, но исконно японская литература периода Хэйан и особенно японская поэзия  старались избегать слов китайского происхождения насколько это возможно.


    Периоды Нара и Хэйан ознаменованы преобладанием древнейшей классической японской музыки Гагаку (雅楽),  придворными танцами и стилем буддийского пения Shomyo. Также в это время  существовали и другие жанры  исконных японских песен как сайбара(вокальные произведения, в основе которых лежат народные песни) и роэй (это другой тип вокальных произведений, тексты для которых брались из сборников китайской и японской поэзии: Сборник Wakan Rōei и сборник Shinsen Rōei).
     
    Особой популярностью пользовался стихотворный (песенный) стиль Imayo  или Imayo-uta. Imayo - древнее японское слово, обозначающее «новый», хотя истоки Имаё также уходят корнями в народную культуру. Слоговый ряд песен Имаё стал открытием своего времени и составлял следующую последовательность слогов: 7, 5, 7, 5, 7, 5, 7, 5.  Напомним, что для Хайку характерна схема: 5,7,5. А для Танка – 5, 7, 5, 7, и  5. В песнях Имаё преобладающе звучала религиозная тематика (синтоистская и буддийская), но также музыканты пели о любви и разных повседневных мирских делах.
     
    Итак,  Гагаку (雅楽, буквально «изысканная, утонченная музыка») – сохранившаяся древнейшая музыка Японии.
    Представляет собой главным образом музыку для духовых и струнных инструментов, в сопровождении ударных. Некоторые инструменты, такие как кото, бива и барабаны используются и в других музыкальных жанрах, но
    такие как Хитирики  (разновидность гобоя, 篳篥) и губной орга́н сё (笙/sho) используются только в Гагаку и составляют особенности звучания этого музыкального жанра. Многие произведения включают танцы и составляют другую часть музыкальной культуры Гагаку. А именно, музыкальное действо с преобладанием танцевальной составляющей именуется Бугаку.
     
    Музыка Гагаку делилось на две группы: To-gaku  и Rimpa-gaku.  Также можно обозначить еще и третью форму Pohai-gaku.
    Каждая группа использовала отличные от другой музыкальные инструменты и формы, соответственно, звучание музыки и музыкальных пьес  разных групп также отличалось. В действительности, музыка каждой группы исполнялась разными музыкантами  и появлялись они на сцене также из разных направлений.
    В конце средневекового периода, то есть в конце эпохи Хэйан (XII в.), инструментальная музыка претерпела трансформации, стала проще, появились новые музыкальные пьесы, сочиненные на манер иностранных музыкальных произведений.
    Наряду с этими изменениями, также были и продолжали существовать и исконно японские стили, которые сохранялись жанры Гагаку. Это  Кагура, Азума асоби, фузоку и уже упоминавшаяся выше сайбара.
     
    Кагура – дословно «музыка богов». Звучит при синтоистских богослужениях. Подразделяется на два типа: Sato-kagurа (или Okagura) и Mi-kagura. Музыка Sato-kagurа и в наши звучит во всех японских храмах по всей стране, больших и малых. Mi-kagura – музыка, исполняемая в храмах при императорском дворе, при участии самого императора и в определенных синтоистских церемониях. Оркестр состоит из трех инструментов: флейта кагура-буэ, хитирики, цитра. Плюс также ведущим солирующим исполнителем применяются упоминаемый ранее инструмент из бамбука для отбивания ритма shakubyōshi.
     
    Стиль Азума асоби представлял собой народные  песни с восточных местностей древней Японии, которые также сохранялись при императорском дворе. Фузоку –  также старинные народные песни из разных местностей Древней Японии.

    Сайбара – уже самостоятельный жанр, но, вероятнее всего, по мнению японских исследователей,  истоки его происхождения также в некоторых формах народной музыки.  Песни Сайбара исполнялись в сопровождении таких музыкальных инструментов как рютеки (ryūteki), хитирики (hichiriki), сё (shō), бива (biwa) и со (sō), а главный солист вся время на протяжении песни отбивал ритм при помощи парного деревянного инструмента shakubyōshi. Сё создавал основную мелодию песни.
     
    Все эти направления существовали при императорском дворе, совершенствовались, становились более изящными и так передавались в течение столетий.

    И хотя может показаться, что влияние Гагаку на позднюю японскую музыку было не столь монументальным, одним из самых важных наследий Гагаку была эстетическая концепция «Дзё-Ха-Кю» / «Jo-Ha-Kyu».  С музыкальной точки зрения она обозначает медленное начало музыкальной композиции, повышение  темпа и вариативности в середине, далее продолжение в очень быстром темпе стемящееся к заключительной части, и снова постепенное замедление в конце музыкального произведения. Этот принцип устанавливал также и каждое движения танца в такт музыки. Известный японский драматург и специалист в области эстетики XV-XVI вв. Дзэами Мотокиё (яп.世阿弥 元清) сравнивал такой музыкальный темп с течением реки: начинается медленно, затем набирает скорость и в итоге образует водопад, с шумом ниспадающий  в водоем.

    К слову, сегодня репертуар Гакаку включает следующие категории
    • Инструментальный оркестр Kangen

    • Танцевальная музыка Бугаку

    • Песни Saibara и Roei

    • Ритуальная музыка синтоистских богослужений (Kagura, Yamato-mai, Kume-mai, и Azuma-asobi)

    Оркестр Гагаку (на фото):


    1 Sho:ko (небольшой бронзовый гонг)

    2 Taiko (большой барабан)

    3 Kakko (малый двусторонний барабан)

    4 Koto (японская цитра)

    5 Biwa (японская лютня)

    6 Ryu:teki (японская флейта)

    7 Hichiriki (старинный японский гобой)

    8 Sho: (японский губной орган)

    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3686
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Музыка

    Сообщение  Редактор в Вс Окт 28, 2018 7:36 am

    статья
    『もののけ姫』雅楽アレンジ -Princess Mononoke-Gagaku- by 雅空会


    В период Камакура (1185-1333) в связи с падением власти аристократии и установлением системы военного правления классическая японская музыка распространяется по всей стране. Ее формы становятся проще и аскетичнее.

    Буддизм становится все более популярным, особое значение приобретают дзэн-буддизм и традиция странствующих монахов, исполняющих буддийские молитвы и песнопения сёмё, а также – в сопровождении лютни бива – героические сказы хэйкёку (разделы из военного эпоса «Хэйкэ-моногатари»).

    В этот период японская музыка постепенно утрачивает черты, заимствованные из других стран и начинает формироваться образ японской национальной музыки.

    Вместе с утратой влияния императора придворная музыка теряет позиции, и становятся особенно популярными народные комические представления дэнгаку и песни о военной славе, сопровождаемые лютней бива. В целом, наибольшее развитие получают вокальная музыка и музыка, сопровождающая театральные представления.
    Буддийские песнопения продолжают играть важную роль в музыкальной культуре и в том числе оказывают влияние и на светские песни, поэтому музыку периода Камакура можно назвать своеобразным смешением религиозной и светской музыки.

    В период Муромати (1338-1573) возникает классический музыкальный театр Но, совместивший несколько музыкальных жанров.
    Появляются и фольклорные произведения: например, песни коута (короткие песни), а также напевные сказы, из которых впоследствии и развился известный японский сказовый жанр дзёрури.

    В период Адзути-Момояма (1573-1600) происходит множество знаменательных событий в мире японской традиционной музыки.
    Примитивная флейта преображается в художественную сякухати, а дворцовая цитра гаку-со становится более звучным кото. Сямисэн также приобретает свой современный вид. Получает развитие барабанная музыка.
    В это же время формируется театр марионеток Нингё дзёрури и одноименный ему стиль песенного сказа. По имени прославленного сказителя Такэмото Гидаю (1651-1714) стал называться характерный для его творчества сказовый стиль гидаю.

    Дальнейшая история японской музыки тесно связана с бурным расцветом традиций игры на классических японских инструментах: кото, сякухати и сямисэне. На период Эдо (1603-1868) приходится расцвет традиционной музыки в классическом понимании этого понятия. Искусство дзёрури, театры Но, Кабуки, инструментальная музыка достигают наивысшего развития. Значение этого периода для традиционной музыки в Японии равносильно значению XIX века для оперы в Европе.

    В этом периоде отмечены все виды японской музыки. Слепые монахи продолжают играть на бамбуковой флейте и лютне, появляются слепые учителя кото, аристократы увлекаются театром Но, а самураи идут в увеселительные кварталы, где могут насладиться танцами и игрой на сямисэне. Развивается и фольклор. Появляется жанр нагаута для сямисэна.

    После реставрации Мэйдзи во второй половине XIX века многое меняется для традиционной музыки. Во-первых, музыка подвергается строгой цензуре из тех соображений, что правильная музыка способствует эффективному управлению государством. Во-вторых, интенсивно внедряется западная музыка как часть программы по модернизации страны, поэтому традиционная музыка сталкивается с жестокой конкуренцией со стороны западной. При этом западная музыка ограничивается в разнообразии: изначально были разрешены только военные и детские песни.

    Волна национализма оказала на традиционную музыку и положительное влияние: инструментальная музыка сямисэна и кото приветствовалась как подчеркивающая самобытность японской традиции, а также впервые была открыта для публики придворная музыка. Театр Но оказался отодвинут в сторону как напоминание о старом режиме военного правления и была ликвидирована система поддержки слепых музыкантов.

    Период Мэйдзи (1868-1912) в истории музыки Японии сравнивают с VII веком по значению иностранного влияния: китайской культуры в VII веке и западной – в XIX, однако здесь есть большая разница: Китай был нужен Японии как пример для формирования собственной культуры, еще только зарождающейся. Западная же традиция встретила уже развитую национальную культуру и не поглотила ее, а стала развиваться параллельно.
    Также нужно заметить, что с каждой эпохой изменялся статус японской музыки: так, в эпоху Хэйан ей покровительствовали аристократы, во время первых сёгунатов основными ценителями музыкальной культуры стали самураи, при этом развивалось и народное искусство. В эпоху Эдо традиционной музыке покровительствовали феодальные князья, в эпоху Мэйдзи с наплывом западной музыки интерес к традиционной значительно упал. В современной же Японии традиционная музыка стала достоянием интеллигенции.
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3686
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Музыка

    Сообщение  Редактор в Вс Окт 28, 2018 7:37 am

    статья

    Особенности японской традиционной музыки


    Основанная на заимствовании, со временем японская музыка приобрела собственные оригинальные черты, которые мы попытаемся выделить.

    1.Теоретические особенности
    Специфическая гармония
    Гармония в японской музыке отсутствует в европейском понимании этого слова, поскольку ее структура основана на звукоряде, заимствованном из китайской музыки и состоящем из 7 тонов (шкалы рицу и рё в музыке гагаку) или из 5 тонов (в музыке для сямисэна или кото), а также может быть основана на трех опорных нотах (как в музыке театра Но). Поэтому в японской музыке нет ни мажора, ни минора, ни гармонических аккордов, как в диатонической структуре европейской музыки. Звукоряд японской музыки построен на отличных от европейского ряда интервалах, что лежит в основе ее характерного для восточной музыки звучания, которое может противоречить представлению европейского слушателя о гармонии.
    Свободные размер и доля
    В японской музыке может отсутствовать размер, доля, постоянно меняться ритм. Это происходит в народных песнях и музыке для сякухати, что трудно представить европейскому слушателю, поскольку в европейской музыкальной системе размер и доля четко определяются. То же самое можно сказать относительно темпа, который часто стремительно меняется в одном произведении.
    Отсутствие нотной записи
    Нотная запись по европейской системе появилась в Японии только с проникновением западной музыки в эпоху Мэйдзи, до этого нотной записи как таковой не существовало. Использовалась система, заимствованная из Китая из значков, линий и разноообразных фигур справа или слева от текста для обозначения струны, табулатуры, ритма, темпа и оттенков. При этом, поскольку, в отличие от европейской системы, обозначалась не конкретная нота, а струна или расположение пальцев на флейте, а ритм прописывался не полностью (задавался только ритмический рисунок), то, не зная мелодии заранее, сыграть по нотам было невозможно. Кроме того, значки и фигурки различались в зависимости не только от музыкального инструмента, но также от школы в рамках одного жанра. Поэтому исследование японской музыки по нотным записям имеет ограничения и предполагает подробные знания той или иной системы обозначений. Также многие песенные и сказовые произведения передавались от поколения к поколению на слух и не записывались, поэтому, к сожалению, значительная часть фольклорной музыки утеряна.
    Умеренные оттенки
    Большая часть японской музыки исполняется с умеренной силой звука (кроме танцев или некоторых произведений в рамках театральной музыки). Поэтому эффект достигается не за счет чередования forte и piano, а за счет тонкого регулирования звука одного оттенка, где имеют значение любые малейшие колебания.
    Преобладание гомофонии
    Большинство произведений японской музыки гомофонично, то есть аккомпанирующий инструмент сопровождает основную мелодию, но существует и полифония, где каждый инструмент ведет свою линию (например, в пьесах для кото и сямисэна) и гетерофония (отступление от основного напева), и даже какофония в музыке гагаку, когда все инструменты вступают один за другим со своей мелодической линией и не по правилам классического канона.
    Особенности композиции
    Композиция японских пьес строится по принципу дзё-ха-кю (музыка театра Но, гагаку) или ки-сё-тэн-кэцу (кумиута для кото, гагаку).
    Дзё-ха-кю (序破急) означает «неторопливое вступление, умеренное развитие и стремительное заключение». Это кардинальным образом отличается от композиции европейских пьес, где кульминация наступает в средней части.
    Ки-сё-тэн-кэцу (起承転結) означает «подъем, развитие, смена мелодии, заключение» и характерно для пьесы гагаку этэнраку. Эта форма произошла от композиции китайского стихотворения из четырех частей.
    В композиции важным понятием является дан, то есть «часть» – основная единица японских пьес. Каждая пьеса делится на несколько данов, иногда состоит из одного. В зависимости от пьесы различается количество данов во вступительной, средней и заключительной частях пьесы, а в театре Бунраку, например, по количеству данов можно определить жанр пьесы: сэва-моно (бытовые пьесы) состоят из трех данов, а дзидай-моно (исторические пьесы о самураях) – из пяти.
    Жанровое своеобразие
    Среди особенностей жанра японской музыки необходимо выделить абсолютное преобладание вокальной музыки: она составляет 90% всех музыкальных произведений. Помимо знакомых для европейского слушателя песенных, инструментальных и танцевальных жанров, существует также песенно-сказовый жанр (дзёрури).

    2. Эстетические характеристики
    Японская музыка приближена к звукам природы и часто передает дуновение ветра, шум дождя, течение реки. Это стремление слиться с природой, передать ее звуки в их истинном звучании без искажения отдаляют музыку от человеческой мысли, она не становится выражением идеи, где господствует воля композитора, а преклоняется перед природой и становится ее частью, растворяется в ней.
    Сущность японской музыки, как и всей японской культуры, можно выразить через понятие ва-кэй-сэй-дзяку (和敬静寂), то есть четыре принципа: «гармония», «уважение», «чистота» и «тишина» или «простота».
    Первые два принципа привнесены из эстетики китайской музыки, поэтому «гармония» подразумевается в рамках китайской музыкальной системы и звукоряда восточной музыки. Уважительное отношение к мастеру, инструменту, и конечно, к самой музыке является непременным элементом музыкальной культуры Китая и Японии.
    Два последних понятия появились уже в Японии. В соответствии с принципом чистоты, японская музыка отбрасывает лишнее, ненужное и громоздкое и стремится выделить квинтэссенцию, максимально приближенную к природе. Дзяку – это тот же иероглиф саби – одно из наиболее характерных понятий для японской культуры, как и ваби – практически непереводимые понятия, характеризующие эстетическое восприятие красоты, присущее японскому менталитету. Ваби – невидимая красота простых форм, предпочтение неброских, приглушенных оттенков, непритязательность, саби – красота в естественности и в течении времени, которое неизбежно оставляет след, и именно он ценится в японской эстетической концепции.
    Также здесь необходимо привести понятие югэн, связанное, в основном, с театром, но характерное для всей японской культуры. Оно означает невидимую, скрытую, глубинную красоту вещей и явлений.
    В эпоху Эдо также появилось понятие ики (粋), обозначающее сочетание элегантности, моды, утонченности, привлекательности, что было связано со сменой культурных предпочтений в сторону более развлекательных видов искусства. Ики – это сочетание элегантности, моды, утонченности, привлекательности и чувственности.
    Эти эстетические принципы, связанные с неочевидным понятием о красоте, предполагают усилия со стороны слушателя для ее восприятия, и это объясняет сложность японской музыки для понимания европейским слушателем, воспитанном на иных мировоззренческих идеалах.
    Эстетическая составляющая японской музыки формировалась под влиянием религиозно-философских, социо-культурных и географических факторов.
    Заимствование
    Японская музыка представляет собой сочетание музыкальных традиций нескольких стран Азии. Попав в Японию, музыкальная культура иностранных государств изменялась под влиянием японских музыкантов, приобретала новые черты и превратилась в известную сейчас самобытную музыкальную традицию японской музыки.
    Ранняя музыка и религия
    Сосуществование синтоизма и буддизма в Японии, а также конфуцианское учение оказали значительное влияние на формирование японской музыкальной культуры и ее идеологического содержания. Так, конфуцианские догматы обусловили иерархичность в рамках музыкальных школ, идеалы верности и морального долга наложили отпечаток как на содержание музыкальных произведений, так и на цель их создания.
    Понимание музыки как необходимого элемента истинного ритуала, привнесенное из Китая, обусловило проникновение музыки в синтоистские обряды в Японии. Восприятие музыки как "дар богов", также характерное синтоизма, также изначально сформировалось на основании конфуцианской философии.
    Влияние буддизма, помимо формирования самого жанра буддийских песнопений, проявилось в сюжетах сказового жанра, в идейном содержании театральных представлений (так, тема самоубийства влюбленных, одна из самых распространенных в японском театре, происходит из идей буддизма периода Камакура), в дисциплинарных и методических основах обучения музыке (здесь важную роль сыграл дзэн-буддизм).
    Преемственность традиции и консервативность
    Характерная отличительная черта японской музыкальной традиции заключается в ее чрезвычайной консервативности, что характерно и для других сфер японской культуры, например, для театра, традиции которого не изменяются со времен создания. Это основано на институте иэмото, в котором культурная традиция воспитывается в рамках семьи или школы и передается ученику от учителя без изменений. При такой системе совершенно невозможна ситуация, когда ученик талантливей учителя и становится известным в раннем возрасте. Ученик должен перенять от учителя основы традиционного искусства за длительный период времени и пройти все этапы обучения, прежде чем он сам будет иметь право заявить о себе. Строгая иерархия в рамках школы и аккуратное сохранение традиции обусловило развитие музыки Японии в консервативном ключе и позволило донести традицию до наших дней практически в неизменном виде.
    Также характерно, что хотя в эпоху Мэйдзи были многочисленные попытки использовать элементы западной музыки в традиционной, слияния двух музыкальных традиций не произошло и они продолжают существовать параллельно по сей день.
    Региональные различия
    Японская музыка, особенно произведения фольклора, различается в зависимости от региона в рамках одного жанра. Так, противопоставляются музыкальные стили в районе Камигата (столица Киото и Осака) и в Эдо – культурном центре эпохи Токугава. Музыкальный стиль Камигата носил мягкий и умеренный характер, а в Эдо была распространена более яркая и живая музыка. В фольклоре происходит переплетение различных стилей и обмен между регионами: так, песня работников поля могла пройти путь с севера на юг страны и стать песней рыбаков. Хотя существуют песни только одного региона, народные песни в своем большинстве соединяют в себе черты из разных мест.
    Соединение различных жанров
    Для японской музыки характерно соединение различных жанров в одном произведении, хотя существуют только инструментальные произведения или вокальные без сопровождения (их мало). Самым ярким примером является театр Но, где сочетаются танец, вокальное и инструментальное исполнение.
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3686
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Музыка

    Сообщение  Редактор в Вс Окт 28, 2018 7:39 am

    статья

    Основные жанры традиционной музыки Японии


    Большинство классификаций японской традиционной музыки выделяет следующие жанры:
    Религиозная музыка – буддийская музыка, синтоистская музыка
    Музыка театра – Но, Кабуки, Бунраку
    Гагаку – бунгаку, кангэн, утаимоно
    Песни с аккомпанементом музыкальных инструментов – бива, кото, сямисэн, сякухати
    Народные песни – рабочие, праздничные, торжественные, детские

    1. Музыка синтоизма
    Синтоистская музыка включает музыку кагура (кагура также относится к гагаку), буквально – «ублажение богов», а также адзума-асоби, ямато-май и кумэ-ута.
    Одна из самых известных легенд в «Кодзики» рассказывает о том, как богиня солнца Аматэрасу рассердилась на своего брата и спряталась в пещере, из-за чего мир погрузился во мрак. Чтобы выманить богиню из пещеры, богиня-покровительница искусств Ама-но-удзумэ исполнила игривый танец под музыку, и заинтересованная Аматэрасу вышла из своего укрытия. Это первое упоминание о музыке кагура, или «танце богов», «ублажении богов». Ритуальный танец исполняется, чтобы боги спустились на землю, привлеченные танцем.
    Кагура, в свою очередь, делится на микагура и сато-кагура.
    Микагура – это длинный цикл песен, исполнявшийся при дворе один раз в год 15 декабря под аккомпанемент традиционных инструментов: сякубёси (деревянные палочки), флейт хитирики, кагура-буэ, лютни вагон.
    Сато-кагура, не связанная с императорским двором, – деревенская музыка кагура, исполнялась под аккомпанемент ансамбля хаяси из флейт и барабанов. Существуют различные традиционно сложившиеся в том или ином храме традиции кагура со своими особенностями: например, Идзумо-кагура, Эдо-кагура, связанные с театром Но, и Исэ-кагура, которая исполнялась в благодарность за подношение. В храмах кагура исполнялась жрицами мико.
    Адзума-асоби, или игра восточной страны, – песня и танец, исполняемые 4 или 6 танцорами в костюмах средневековых воинов под аналогичный аккомпанемент.
    Ямато-ута, ямато-май: танцы и песни Ямато – короткие произведения, исполняемые 4 или 6 танцорами, одетыми в костюмы чиновников. Ансамбль состоит из кагура-буэ, хитирики, вагон и хора. Один человек в хоре задает ритм на сякубиёси.
    Кумэ-ута, кумэ-май – песня или танец клана Кумэ (древнего клана воинов). Короткое произведение, исполняемое 4 танцорами в костюмах воинах под аккомпанемент, аналогичный яматомаи.
    На севере Японии также существуют такие виды синтоистской музыки, как ямабуси-кагура (кагура горных жителей) и сиси-май (танцы льва).

    2. Музыка буддизма
    Первая буддийская музыка в Японии появилась в связи с танцевальным представлением в масках гигаку, пришедшим из Кореи. В гигаку использовался аккомпанемент флейты, узкого барабана и гонга.
    Буддизм пришел в Японию в середине VI в., и, возможно, буддийские песнопения сёмё были привнесены в это время, но первое упоминания о них относятся к 720 г., а в 752 г. сёмё исполнялись на церемонии Открытия Глаз статуи Будды в Наре. Интересно, что исполняли их не только японские монахи, но и монах из Индии.
    Еще одним видом древней буддийской музыки является мосо-бива, или музыка бива слепых монахов. Она имеет индийские корни и предположительно появилась в Японии в период Нара, особенное развитие получила на Кюсю.
    Первый вид именно японского сёмё называется васан, или «японская хвалебная песнь» (ср. кансан – китайская песнь, и бонсан – песнь на санскрите). В IX веке буддийские монахи Кукай и Сайтё внесли значительный вклад в развитие васан за счет учения сект Сингон и Тэндай, еще более усовершенствовали васан монахи секты Тэндай Эннин и Эсин. Эсин изобрел косики, или напевы на основе текста буддийского учения.
    Другие разновидности буддийских песнопений эпохи Хэйан включают: када – песнопения, содержащие буддийскую доктрину, добродетели и т.д., ронги – песнопения о догматах учения, гоэйка – гимны паломников, нэнбуцу – основная буддийская формула, кёкэ – схоже с косики, но с немного отличной структурой и др.
    Буддийские песнопения можно подразделить на два основные направления по одноименным сектам: Тэндай и Сингон. Секты дзэн-буддизма также привнесли буддийскую музыку из китайских династий Сунь и Минь, но, в основном, оказали влияние на светскую музыку, в частности, на сякухати.
    Буддийские сёмё несут в себе богатейшую культурную традицию, которая была особенно развита в Японии. Тоническая система считается аналогичной с гагаку (т.е. китайская шкала из 7 тонов): так, сёмё секты Тэндай исполнялись при дворе под аккомпанемент придворных инструментов.
    Все песнопение разделено на несколько мелодических структур, которые выучиваются отдельно и исполняются совместно. При этом на каждый слог может приходиться как одна нота, так и несколько, формируя музыкальные узоры.

    3. Придворная музыка гагаку
    Гагаку (雅楽) (японское прочтение китайских иероглифов «я-юэ», обозначающих «высокую музыку») – название придворного оркестра, заимствованного Японией из Китая в VII в., одновременно была заимствована система музыкального мышления, выработанная в рамках этой традиции. Основой репертуара гагаку была китайская музыка, в свою очередь вобравшая в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, Монголии и Восточного Туркестана. Кроме того, сюда входила музыка трех корейских царств, страны Бохай (населенной племенами маньчжуро-тунгусского происхождения) и страны Линьи (Юго-Восточная Азия). Красочные и символичные придворные танцы гагаку сопровождались большим оркестром (около 30 инструментов, преимущественно китайского происхождения). Музыкальная теория гагаку легла в основу японской науки о музыке, привнеся с собой специальную терминологию, по сей день используемую в Японии.
    Популярность классической гагаку несколько снизилась, когда в середине XII века власть перешла от аристократов к военным, но ее продолжали исполнять при дворе императора в Киото и в крупных храмах. Затем исторически сложилось так, что интерес к музыке гагаку почти совершенно угас, и профессиональные исполнители гагаку были в забвении до конца XIX века, когда с началом эпохи буржуазных реформ и одновременной реставрации императорской власти они были собраны вместе в Департаменте гагаку (Гагаку-кёку) при Министерстве Двора императора Мэйдзи. Музыканты, служившие здесь, оставили большой след не только в гагаку, но и в истории всей японской музыки трех последних исторических периодов – Мэйдзи, Тайсё и Сёва. Среди них – авторы национального гимна Японии, а также авторы целого ряда популярных в Японии песен. Во многом благодаря этим музыкантам классическое звучание гагаку дошло до наших дней.
    К музыкальным инструментам гагаку относятся поперечная бамбуковая флейта рютэки, язычковый инструмент хитирики, губной орган сё, цитра со, лютня бива, разнообразные ударные. В гагаку практически отсутствует импровизация.
    Музыка гагаку подразделяется на инструментальную, танцевальную и вокальную.
    Инструментальная музыка кангэн
    Как правило, ансамбль, исполняющий кангэн, состоит из 16-19 музыкантов: три или четыре исполнителя на каждом из духовых инструментов, два на каждом виде струнных, и по одному на ударных инструментах. В отличие от оркестров, исполняющих западную музыку, главная мелодическая тема каждой композиции проводится не у струнных, а у духовых инструментов, струнные же выполняют ритмическую функцию.
    Центральной пьесой музыки кангэн обычно является этэнраку, которой предшествует небольшая прелюдия нэтори, исполняемая в свободном ритме в начале представления гагаку. Различные лады, называемые тёси, и некоторые индивидуальные композиции имеют соответствующие нэтори, и во время представления лад (звукоряд) первой прелюдии помогает музыкантам настроить свои инструменты. В ансамбле кангэн нэтори обычно исполняется ведущими музыкантами на сё, хитирики и рютэки, которые играют свои партии соло, затем к ним присоединяются исполнители на бива и кото, а также исполнитель партии барабана какко.
    Этэнраку – трехчастная композиция. Самая известная из пьес гагаку, это в то же время первая пьеса, с которой начинают обучение музыканты гагаку. Тогда как известно много случаев превращения народных песен в классические, утонченные композиции, этэнраку являет собой пример другого рода – когда классические мелодии, заимствованные из «элегантной музыки», служат основой для создания популярных народных песен, которые поются и в настоящее время.
    Танцевальная музыка бугаку
    Начиная с XI века, различные жанры музыки и танцев, привезенные в Японию из других стран, сформировались в две основные категории: танцы левой стороны – сахо – и танцы правой стороны – ухо.
    Танцы и их музыкальное сопровождение, относящиеся к сахо, имеют в основном происхождение из Индии, Китая и Вьетнама. В аккомпанирующем ансамбле три духовых (рютэки, хитирики, сё), три ударных (тайко, какко, сёко) и два струнных (бива, со). Костюмы на танцорах – преимущественно красного цвета. Танцоры выходят на сцену с левой стороны и удаляются со сцены также на левую сторону.
    К сахо относится тогаку – музыка китайской династии Тан, характерная по большей части для банкетов.
    Танцы правой стороны – ухо – вобрали в себя танцевальные традиции Корейского полуострова и северо-восточного Китая, аккомпанемент танцев носит название комагаку. При исполнении композиций используются 2 вида духовых инструментов (комабуэ, хитирики), три вида ударных (тайко, гонг сёко и барабан сан-но цуцуми). Костюмы на танцорах – с преобладанием синего и зеленого цветов. Танцоры появляются на сцене с правой стороны и уходят со сцены на правую сторону.
    К танцам правой стороны относятся такие жанры, как сирагигаку, кударагаку, камагаку – музыка корейских царств Силла, Когурё и Пэкче (древние царства на Корейском полуострове, в VII в. объединены под властью Силлы, которая просуществовала до X в.) или санкангаку.
    Вокальная музыка утаимоно
    К утаимоно можно отнести такие виды вокальной музыки, как кагура, сайбара и роэй.
    Сайбара – народные песни, обработанные в элегантном стиле. Происходя от старинных японских народных песен, сайбара были широко распространены среди аристократов, начиная с IX века. Несмотря на то, что в дошедших до нас древних манускриптах записаны стихи и названия более чем 60 композиций, только небольшое количество сайбара исполняется в настоящее время. В аккомпанементе сайбара используется три вида духовых инструментов (сё, хитирики, рютэки), два вида струнных (гаку-со, бива) и один ударный (сякубиёси).
    Роэй – музыкальное сопровождение ансамблем инструментов гагаку китайских поэм.
    При дворе исполнялись также песни энкёку и имаё.
    Энкёку – короткие банкетные песни эпохи Хэйан, которые также назывались эндзуй. Не сохранились до наших дней, но считается, что эти мелодии соединяли в себе элементы религиозной, светской и вокальной музыки того времени.
    Имаё, или «современные песни» – популярный жанр при дворе эпохи Камакура. Считается, что один вид имаё произошел от своеобразных напевов, которые использовали буддийские проповедники для обращения в религию женщин, а другой – от нежелания одного придворного учить нотную грамоту для гагаку. Он положил стихотворения на музыку и положил начало отдельного жанра придворных песен.

    4. Музыка театра
    Театр Но
    Театр Но возник как отдельное направление в XIV веке, развившись из народных представлений саругаку и представляет собой гармоничное сочетание литературы, танца, пения и инструментального сопровождения. В эпоху Эдо феодальные князья наложили на Но множество ограничений и регламентаций, но в период Мэйдзи Но снова превратился в жанр высокого искусства под покровительством аристократии и предпринимателей.
    Композиция представления Но различается в зависимости от пьесы, но в рамках одной пьесы существует четкое разделение на части в определенном порядке.
    Музыка, сопровождающая представление театра Но, называется хогаку, а танец – симаи. В хогаку имеется два элемента: инструментальный и вокальный. Вокальная часть, называемая утаи, исполняется обоими актерами и хором из восьми певцов и повествует о каком-либо событии, происходит от сёмё и включает песнопение и речь с определенной интонацией. Каждая музыкальная часть разделяется на блоки с определенной мелодической линией, которая может быть украшена каденцией в конце. Существует также два стиля пения: мягкий и сильный, которые также различаются в зависимости от используемого звукоряда.
    Инструментальная часть называется хаяси и состоит из бамбуковой флейты нокан и трех барабанов: оцудзуми, коцудзуми и тайко.
    Мелодия флейты нокан отличается от основной вокальной линии, а ритмические рисунки барабанного сопровождения сочетают свободный и фиксированный ритм, что обуславливает своеобразие музыки Но как уникального жанра японского искусства.
    Театр Бунраку
    Театр Бунраку (кукольный театр) также возник на основе популярных представлений и достиг расцвета в период Эдо. Представления сопровождаются речитативами дзёрури и аккомпанементом сямисэна.
    Сказители таю и музыканты располагаются на специальном помосте, отходящем от правой (со стороны зрителя) части сцены. Во время спектакля говорит или поет только сказитель, он отвечает за все роли и за основной текст. Сказитель исполняет свою партию в трех стилях: речь (котоба), сказ (дзиай) и пение (фуси). Эти стили чередуются, обычно диалоги исполняются в котоба, повествование ведется сказом, а особенно эмоциональные моменты выделяются пением. Рассказчик может выступать как один, так и в группе, повествование ведется и одним сказителем, и хором.
    Сямисэн вступает во время сказа или пения, а также в паузах. Существуют особенные обозначения героев определенными мелодиями, поэтому по проигрышу сямисэна можно понять, какая кукла сейчас войдет и какой у нее характер. Звуки сямисэна передают эмоции героев, подчеркивают характер происходящих событий, выделяют определенные кульминационные моменты.
    Театр Кабуки
    Театр Кабуки возник в XVII веке, и в представление входили танцы, которые потом выделились в отдельный жанр сценического искусства нихонбуё.
    Музыка Кабуки включает 4 основных жанра музыки для сямисэна: гидаю, произошедшее из сказового жанра дзёрури, токивадзу и киёмото, – другие стили дзёрури, нагаута – лирические песни, исполняются в танцевальной части, кагэ-баяси – музыка, исполняемая вне сцены ансамблем для нагаута и многими ударными инструментами. Музыканты, не входящие в кагэбаяси, располагаются на сцене и относятся к дэбаяси (музыка на сцене)
    Также присутствует ансамбль хаяси из трех барабанов и одной флейты (нокан из Но или синобуэ с иным звучанием и диапазоном)
    На сцене располагается ансамбль для нагаута, перед ним – ансамбль хаяси, а перед ним происходят танцы. Сказители располагаются на возвышенной платформе слева, а музыканты киёмото и токивадзу – дополнительных платформах по обеим сторонам сцены. В специальном помещении, загороженном от зрителя, находится ансамбль кагэ-баяси, где особенно много ударных (трещотки, гонги, колокольчики) и духовых инструментов. Этот ансамбль исполняет звуки падения дождя, снега и создает другие необходимые звуковые эффекты.

    5. Музыка для бива
    Музыка для бива способствовала формированию одного из важнейших жанров японской традиционной музыки – песенного сказа. Для бива характерно чередование вокальной линии певца-рассказчика и музыкального сопровождения. Мелодическая линия музыки для бива может быть сказительной (дзи) или более напевной (фуси).
    Сюжеты сказов, в основном, связаны с историческими сражениями и пронизаны самурайской моралью, поскольку музыке для бива покровительствовали воины.
    Бива использовалась в древней Японии только как инструмент для гагаку, а в IX веке она стала аккомпанировать буддийские напевы, так появилась мосо-бива (бива слепых монахов). Впоследствии музыка мосо-бива переместилась на Кюсю и продолжает там существовать и сейчас, хотя и в очень небольших масштабах.
    В начале периода Камакура появляется хэйкэ-бива: музыка для аккомпанемента «Повести о доме Тайра» – одного из наиболее масштабных литературных произведений XIII века.
    В конце XVI века появляется новое направление в музыке для бива: сацума-бива под покровительством князя Сацума, чьи владения находились на юге Кюсю в нынешней префектуре Кагосима. Строение инструмента было несколько иным, чем у бива для гагаку, музыкальный стиль стал более ритмичным .
    Следующим этапом в развитии музыки для бива стало появление в период Мэйдзи на северном Кюсю тикудзэн-бива (по названии провинции Тикудзэн, нынешняя Фукуока). Музыка для тикудзэн-бива более лиричная, яркая и мелодичная, чем музыка сацума-бива.
    Сацума-бива и тикудзэн-бива были привезены в Токио и сформировали один из основных жанров японской традиционной музыки с различными школами и направлениями.

    6. Музыка для кото
    Японская цитра кото происходит от гаку-со – цитры из ансамбля гагаку.
    В музыке кото исполнитель также всегда является певцом и сопровождает свою песню, используются два особых звукоряда ин и ё, созданных японскими музыкантами, характерны чистота звука и лирический и утонченный характер песен для кото, которые слушали, в основном, женщины.
    В конце XVI века буддийский монах Кэндзюн с северного Кюсю сочинил первые песни для кото, которые получили название цукуси-гото. В начале XVII в. слепой музыкант Яцухаси Кэнгё на основе цукуси-гото создал новый стиль кумиута, или сюита из песен, вводя новую музыкальную шкалу ин, ставшую основным звукорядом для кото с того времени. Кумиута обычно состояли из 6 коротких песен.
    В это же время появляется дзиута – песни района Камигата (Осака и Киото) с совместным аккомпанементом кото и сямисэна.
    Музыка для кото и сямисэна впоследствии сформировала стиль тэгото с преобладанием инструментальной партии над вокальной. Произведения в этом стиле обычно состоят из трех частей: маэута, тэгото, атоута.
    В конце периода Эдо к дуэту сямисэна и кото присоединилась флейта сякухати, что положило начало композициям санкёку для трех инструментов с сякухати (санкёку с начала эпохи Эдо существовала в составе сямисэна, кото и лютни кокю), а также появился стиль, похожий на кумиута, предназначенный только для кото и использовавший сочетания звукорядов ин и ё.
    С приходом западной музыки появляются многочисленные попытки сочетать традиционную музыку с европейской, что приводит к формированию новых школ, которые существуют и по сей день.

    7. Музыка для сямисэна
    Музыка для сямисэна, 3-струнной лютни, в основном, сопровождает вокальную линию. При этом мелодическая линия инструмента практически совпадает с вокальной, но сямисэн задает ритмический рисунок и немного опаздывает в сопровождении, что делает текст более понятным. В совместных произведениях с кото инструменты зачастую ведут каждый свою линию, создавая полифонию, нехарактерную для японской музыки в целом.
    Музыку для сямисэна можно разделить на утамоно (песни), катаримоно (сказы) и минъё (народные песни).
    Утамоно
    Самый старинный жанр, как и в музыке для кото, – это кумиута, состоящая из нескольких коротких песен под аккомпанемент сямисэна (как и в музыке кото, певец всегда сам аккомпанирует себе).
    Как было сказано выше, с появлением дзиута стали создаваться произведения для сямисэна с кото, а впоследствии присоединилась флейта сякухати.
    Дзиута были привнесены в Кабуки и превратились в нагаута (длинные песни) – один из основных элементов музыкального сопровождения представления. Песни исполняет большое количество певцов под аккомпанемент сямисэна, ансамбля хаяси и кагэбаяси (за сценой) из множества различных инструментов.
    Также к утамоно относятся песни хаута (короткие песни), которые, появились в начале периода Эдо, в конце периода приняли более элегантную форму и стали называться утадзава, после чего были популяризованы, получив название коута (малые или короткие песни). Коута были возрождены в послевоенные годы менее всего ощутили тенденцию потери интереса к традиционной музыке.
    Катаримоно
    Одним из самых оригинальных жанров японской музыки является песенно-сказовый жанр. Произведения в этом стиле, промежуточном между рассказом и песней, исполняются под аккомпанемент сямисэна. Изначально стиль дзёрури (названный по имени главной героини первых рассказов) появился без аккомпанемента, в XVII веке стал исполняться с сямисэном, тогда же был использован прославленным сказителем Такэмото Гидаю в его театре кукол и назван гидаю-буси. Этот стиль сказа стал использоваться в театре Бунраку и Кабуки и был распространен в Камигата (Киото и Осака), в Эдо же получили распространение стили Иттё-буси и Като-буси, более яркие и эмоциональные (что было вообще характерно для культуры Эдо того времени в противопоставлении Киото и Осака). Впоследствии в Эдо появились стили бунго-буси, токивадзу-буси, синнаи-буси, томимото-буси и киёмото-буси, из которых сохранились и используются сейчас токивадзу, киёмото и синнаи (последний за пределами Кабуки, в основном, в развлекательных кварталах), остальные вышли из моды.
    Также необходимо назвать нанива-буси – песни сказового жанра, пользовавшиеся огромной популярностью в эпоху Эдо, а после войны были вытеснены американской популярной музыкой. Они произошли от дзёрури и были особенно любимы простым людом, так как рассказывали о японских обычаях и традициях, добродетели и долге.
    Минъё
    Многие народные песни сопровождаются игрой на сямисэне, поэтому относятся к этому жанру, хотя сам характер музыки для сямисэна и народных песен как отдельного жанра несколько отличается. Среди таких песен можно выделить дзоккёку: это название объединяет разнообразные популярные песни, произошедшие от старинных народных песен.

    8. Музыка для сякухати
    Бамбуковая флейта сякухати произошла от китайской флейты и получила широкое распространение в эпоху Эдо. В начале периода монахи школы Фукэ осуществляли молитвенную практику с помощью игры на сякухати. в начале XVIII в. появилась новая школа Кинко (по имени основателя), в рамках которой музыка для флейты стала более светской. Однако совместное исполнение с кото и сямисэном было разрешено только в период Мэйдзи. В ансамбле с этими инструментами пьесы для сякухати разделялись на сольные хонкёку и гайкёку, где сякухати заняла место старинной лютни со смычком кокю.
    Характерной особенностью музыки сякухати является отсутствие фиксированного ритма, при наслоении определенных и зачастую повторяющихся мелодических рисунков. Звукоряд основан на шкале ин.

    9. Народные песни (минъё)
    Народные песни в Японии сформировались, в основном, в эпоху Эдо на основе религиозных ритуалов или ежедневных работ: посева, рыболовства работы в горах и пр.
    Народные песни можно разделить на несколько категорий:
    - рабочие песни (песни рыбаков, лодочников, рисоводов, виноделов и т.д.),
    - развлекательные и праздничные песни,
    - свадебные и погребальные песни,
    - детские и колыбельные песни.
    Основой мелодической структуры являются звукоряды ё и ин, характерные для музыки кото и сямисэна. Ритм может быть как свободным, так и фиксированным. Народные песни могут сопровождаться игрой на сямисэне, сякухати и различными ударными инструментами, а также ансамблем хаяси.
    Впоследствии народные песни утратили свое первоначальное значение и были популяризованы, стали исполняться по радио и телевидению, получив название энка – эти песни популярны и сейчас. Однако старые народные песни сохраняются как элементы фольклора и вызывают ностальгию у старшего поколения.
    Также среди популярной музыки с элементами фольклора нужно назвать каё-кёку – японская оригинальная популярная музыка. Этот жанр появился в 10-20 гг. XX века на основе музыкальных стилей народных песен для образовательных целей. В этих песнях используется характерный для японских мелодий звукоряд, но присутствуют и различные элементы западной музыки.
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3686
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Музыка

    Сообщение  Редактор в Вс Окт 28, 2018 7:40 am

    статья

    Традиционные музыкальные инструменты


    Инструменты придворной музыки гагаку
    При исполнении музыки гагаку используются инструменты трех типов: фукимоно – духовые, хикимоно – струнные и утимоно – ударные инструменты
    Духовые инструменты
    - миниатюрный губной орган сё, состоящий из семнадцати соединенных друг с другом бамбуковых труб. Духовое отверстие находится в основании инструмента. Две трубы глухие; остальные снабжены маленькими металлическими язычками, которые звучат при закрытии пальцевых отверстий. Этот инструмент воспроизводит одну ноту или, чаще всего, аккорд из пяти-шести звуков. Без сё не звучит практически ни одна пьеса репертуара комагаку и музыкального сопровождения танцев.
    - язычковая флейта с двойной тростью хитирики, по звуку напоминающая гобой. Этот инструмент используется как мелодический во всей музыке гагаку. Несмотря на свою миниатюрность, хитирики воспроизводит насыщенный и громкий звук. 18-сантиметровый корпус сделан из бамбука и имеет двойной язычок. Несмотря на иностранное происхождение, этот инструмент используется в сайбара, роэй и других композициях национальной японской музыки, также как и в репертуаре тогаку и комагаку.
    - поперечная бамбуковая флейта рютэки. Используется в сайбара, роэй, а также во всех концертных инструментальных композициях кангэн и в сопровождениях танцев левой стороны. Ее корпус сделан из бамбуковой трости с обмоткой и имеет семь эллиптических пальцевых отверстий. Также как и хитирики, рютэки исполняет основную мелодию в каждой композиции, но украшает ее изящными фиоритурами.
    - поперечная бамбуковая флейта комабуэ. Используется в репертуаре комагаку и, как правило, сопровождает танцы правой стороны. Корпус инструмента короче, чем рютэки, имеет 36 сантиметров в длину и 6 пальцевых отверстий. Издает резкий, пронзительный звук.
    - поперечная бамбуковая флейта кагурабуэ. Используется в ритуальной синтоистской музыке микагура и сопровождает танцы императорского двора. Корпус длиннее, нежели у других флейт. Имеет 6 пальцевых отверстий. Звук флейты – резкий и отрывистый.
    Струнные инструменты
    - 13-струнная японская цитра со, или гаку-со. Корпус инструмента сделан из павлонии, имеет 190 сантиметров в длину. Шелковые струны гаку-со толще, чем струны кото, поэтому звук гаку-со более жесткий. Струны защипываются пальцами, на которых надеты кожаные колечки с прикрепленными к ним миниатюрными бамбуковыми плектрами. В оркестре гагаку роль со подразделяется на ритмическую поддержку партии ударных инструментов и мелодическую вариацию партии духовых инструментов, объединяя таким образом мелодические и ритмические элементы всего ансамбля.
    - лютня бива. Была привезена в Японию через Китай из Персии по Великому шелковому пути. Корпус сделан из тутового или красного сандалового дерева. Бива имеет четыре струны и четыре лада. Звучание отрывистое и резкое. Играют на лютне большим плектром, сделанным из самшита. Наряду с гаку-со, бива – основной струнный инструмент, используемый в инструментальной музыке кангэн. Звук бива служит сигналом к перемене аккорда, которым духовой орган сё аккомпанирует основной мелодии.
    - шестиструнная цитра вагон. Традиционная японская цитра, существующая с древних времен. В оркестре гагаку аккомпанирует некоторым древним национальным композициям и танцам – микагура, адзума асоби. Корпус имеет 190 сантиметров в длину и сделан из павлонии или из японского кипариса. Подставками под струны служат обмотанные вокруг них тонкие ветки павлонии, с которых снята кора. Струны при игре защипываются плектром, сделанным из рога буйвола, и пальцами левой руки.
    Ударные инструменты
    - сякубиёси, пара деревянных палочек, используются при исполнении сайбара, микагура, кумэ-ута и адзума-асоби. На них играет солист группы певцов, подчеркивая ритмическую линию каждой композиции. Сделанные из самшита или японского абрикосового дерева, палочки составляют 35 сантиметров в длину. В древности палочки имели форму скипетра.
    - маленький барабанчик какко, используемый в инструментальных пьесах кангэн и танцах левой стороны. Определяет ритм композиции и оповещает остальных музыкантов о приближающемся окончании пьесы. Корпус барабана имеет около 30 сантиметров в длину и 15 сантиметров в диаметре. У какко две ударные поверхности, сделанные из лошадиной кожи. Какко установлен на черной лакированной подставке. Играя вместе с другими ударными, какко устанавливает темп каждой композиции.
    - барабан сан-но цуцуми – барабан-«песочные часы» – используется в аккомпанементе танцам правой стороны. В отличие от какко, подставки у него нет. Корпус имеет в диаметре 45 сантиметров Исполнитель играет на барабане палочкой, которую держит в левой руке. Роль сан-но цуцуми в репертуаре тогаку такая же, как и у барабана какко.
    - большой барабан тайко. Он является неотъемлемой частью инструментальной музыки гагаку. Имеются следующие разновидности тайко: цуридайко, дадайко, нинаидайко, фунагакуёдайко. Различные виды тайко используются в разных жанрах гагаку. Самый большой барабан – дадайко, имеющий около двух метров в диаметре, используется в аккомпанементе танцам.
    - бронзовый гонг сёко, обязателен во всех жанрах музыки гагаку. Имеется несколько разновидностей сёко: цурисёко, нинайсёко и осёко, которые используются в различных композициях кангэн и бугаку. Сёко установлен на подставке, играют на нем двумя палочками с роговыми наконечниками.

    Инструменты ансамбля хаяси
    В ансамбле хаяси используются три барабана и одна флейта.
    Нокан – бамбуковая флейта с 7 отверстиями и несколько нечетким звучанием. Большее значение при игре на этой флейте придается не чистоте звука, а интонации.
    Коцудзуми – маленький барабан в виде песочных часов с двумя поверхностями, связанными льняными косичками. При игре ставится на правое плечо, высота звука изменяется с помощью веревочных регуляторов.
    Оцудзуми – барабан также в форме песочных часов, больше размером, чем коцудзуми, при игре его ставят на левую коленку и используют средний палец правой руки со специальным бумажным наперстком.
    Тайко – довольно крупный барабан цилиндрической формы, устанавливается на специальную подставку. При игре используются палочки.

    Кото
    Кото (японская цитра) – щипковый музыкальный инструмент, сделанный из павловнии (адамового дерева) с 13 шелковыми струнами.
    На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (цумэ, надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры.

    История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезен в Японию из Китая в период Нара в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку. Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес, написанных специально для кото, является созданная в VII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» («Музыка шести ступеней»).

    Сякухати
    Сякухати – продольная бамбуковая флейта с пятью отверстиями и слегка наклоненной по диагонали головкой, что позволяет музыканту, в отличие от блок-флейты, регулировать звук, изменяя угол наклона флейты.
    На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты – 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как сяку – «фут», а хати – «восемь (десятых сяку, то есть 8 сун».
    В настоящее время принято выделять две основных школы (стиля) игры на сякухати: Тодзан-рю и Кинко-рю, названные по фамилиям основателей.
    Сякухати изначально являлась любимым инструментом бродячих буддийских монахов. И сейчас сольные произведения для сякухати имеют сильное религиозное значение. Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн-буддизма для исполнения медитативных мелодий. Кроме того, флейта была распространена среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий. В сочетании с сямисэном и кото сякухати используется для исполнения музыкальных номеров без религиозной подоплеки.

    Сямисэн
    Сямисэн (букв. «три струны») – щипковый трёхструнный музыкальный инструмент с тремя шелковыми струнами и каркасом из дерева твердых пород. Ближайший европейский аналог сямисэна – лютня.
    Сямисэн используется для аккомпанемента в мелодичном пении и сказительном пении и является обязательным элементом в театрах Кабуки и Бунраку.
    Сямисэн пришел в Японию примерно в XV в. с островов Рюкю. Предшественник сямисена – сансин, на котором играли в королевстве Рюкю. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента санцзянь, эволюционировавшего из центральноазиатских инструментов.
    Существуют несколько разновидностей инструмента, которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао и используются, в основном, в музыке нагаута. Инструмент с грифом средней толщины называется тюдзао и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото, токивадзу, дзиута и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западной части префектуры Аомори), используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом – цугару-дзямисэн, игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао и используется в дзёрури. Корпус обтягивается кошачьей (у цугару-дзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром бати, который изготовляется из таких материалов как дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута – почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугару-дзямисэн предпологает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра Бунраку. Инструмент и плектр гидаю самые большие.

    Бива
    Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства из тутового дерева с шелковыми струнами. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива – гакубива и гогэн-бива.
    Гакубива – инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладами классической японской музыки гагаку. Длина – 122 см, ширина – 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см). Для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.
    Гагаку-бива, использовавшаяся исключительно для музыки гагаку, описана выше.
    Гогэн-бива – пятиструнный инструмент, танский вариант бивы. Ее можно увидеть на изображениях придворных оркестров гагаку, но в ходе реформ по стандартизации придворного оркестра во второй половние X в. инструмент перестал использоваться, то же самое произошло и при китайском дворе.
    Позже появились другие виды: мосо-бива, хэйкэ-бива, сацума-бива и – уже в Новое время – тикудзэн-бива.
    Мосо-бива – бива, использовавшаяся для аккомпанемента песнопений слепых монахов Средневековья. Имеет 4 струны, по строению похожа на современную тикудзэн-бива.
    Хэйкэ-бива использовалась для аккомпанемента «Хэйкэ моногатари» («Сказание о доме Тайра») и имеет 4 струны и 5 ладов.
    Сацума-бива – 4-струнная бива с 4 ладами, получила распространение в период Эдо в провинции Сацума (нынешняя Кагосима). Плектр для этой бивы больше, чем у других ее видов, а лады подняты выше, что расширяет диапазон инструмента.
    Тикудзэн-бива имеет 4 струны и 4 лада или 5 струн и 5 ладов. Получила распространение в период Мэйдзи. Размер инструмента и плектра зависит от музыканта, играющего на нем, но плектр всегда меньше, чем у сацума-бива. 5-струнный инструмент держится прямо во время игры, а 4-струнный кладется набок.

    Спонсируемый контент

    Re: Музыка

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время Ср Дек 19, 2018 1:48 pm